Шуя, которую мы потеряли.

Шуя, которую мы потеряли.
Шуя, которую мы потеряли.
Фото: mspros.ru
Данной публикацией, основанной на подлинных документах 18-19 веков мы начинаем цикл материалов, позволяющих наглядно представить, какой был наш город 100-150 лет назад. Поистине, что имеем – не храним, потерявши – плачем! Сейчас Троицкое кладбище находится в черте города. Это всё, что осталось от некогда уникального памятника архитектуры.

Троицкая церковь. И с т о р и я e ё.

На месте приходской Троицкой церкви до 1765 г. находился мужской Троицкий монастырь. Когда и кем монастырь был основан, неизвестно. Из актов и челобитных, собранных составителем описания города Шуи В. Борисовым видно, что монастырь существовал уже в 1-й четверти 17 столетия и в 1628 году находился под управлением архимандрита Варнавы. И впоследствии Троицкий монастырь всегда имел своими настоятелями архимандритов которые, впрочем, были в зависимости от Николо-Шартомского монастыря, находящегося и по cиe время в 10 верстах от Шуи. В древние времена монастырь был окружен дремучим лесом, о котором свидетельствует доселе сохранившаяся небольшая роща с вековыми соснами. Составлявший в 1629 году писцовые книги Шуи, Афанасий Веков так описывает Троицкий монастырь: «На выпускной посацской земле монастырь Живоначальные Троицы: да въ приделе —Пречистыя Богородицы Казансия, древяна клетка; да на монастыре жь другая церковь Успения Пресвятыя Богородицы, древяна шатровая, съ приделомъ Св. Iакова, Брата Господня, да въ приделе-жь Св. Филарета Милостиваго. Въ церквахъ сихъ образы, сосуды, облачения и четыре свечи поставныхъ деревянныя; тамъ же десять келий брацкихъ. А братiи въ нихъ то-жъ; келья Архимандрита Iоны, да келья келаря Iоны жъ. Вокругъ монастыря ограда—заборъ, въ длину 200 саженъ, поперегъ 42 сажени».

Из этого описания видно, что Троицкий монастырь был не велик, скуден, братии было мало и пространство земли под ним было не обширно. Какими средствами содержался монастырь и на сколько они

были достаточны, этого из актов не видно. По указанно Борисова (стр. 123) за монастырем значилась 41 душа, но были ли какие- либо другие средства для содержания монастыря, неизвестно. По устным же преданиям монастырь был весьма беден и упразднен был именно за недостаточноcтью средств к содержанию. Упразднение последовало в 1765 году при Епископе Суздальском и Юрьевском Геннадии, по данному из консистории указу, которым велено было вдовому попу упраздненного Троицкого монастыря Ивану Яковлеву принять церкви и монастырские вещи по описи от казначея того монастыря иepoмонaxa Аврамия. С того времени монастырская Троицкая церковь стала приходскою. В прежнем виде церковь существовала до 1829 года. В этом году, вместо прежней церкви, была устроена и 7 июля освящена настоящая каменная церковь во имя Св. Троицы. Храмосоздателями были, известные своим благочестием, потомственные почетные граждане, шуйские купеческие братья Стефан и Алексей Ивановичи Посылины. О времени освящения храма свидетельствует следующая надпись на храмозданном кресте, хранящемся в ризнице: « Освятися жертвенникъ Господа и Спаса нашего Iисуса Христа во храмъ Живоиачальныя Троицы при державе Благочестивъйшаго Самодержавнаго Великаго Государя нашего Императора НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА всея pocciи.,.. по благословенно Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвященийшаго Парфения, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго въ лъто 1829 года iндикта 2 месяца 1 Юлия в 7 число на память преподобныхъ отецъ нашихъ Фомы, иже въ Малеи, и Акакiя, иже въ лестнице». На другой стороне креста следующая надпись: «Жертвенникъ же въ придельномъ храме Успения Божiей Матери освятися въ лето мироздания 7337 отъ Рождества Христова 1829 месяца 1Юлия въ 8 день индикта 2 на память Св. Великомученика Прокопия».

При Троицком храме два придала: 1-й в алтаре храма в юго-восточном углу его, пред правым клиросом, в честь Успения Божией Матери. Придел сей, как выше сказано, был освящен в 1829 году. Он – очень тесен и потому для Богослужения неудобен. Второй придел, теплый, в честь Казанской Божией Матери, находится на южной стороне Троицкого храма, одновременно с которым и он был устроен. Он был весьма мал и тесен; вход в него был из паперти Троицкого храма. Почему в 1838 году, усердием церковного старосты, шуйского купца Феоктиста Андреевича Мошкова и других прихожан придел сей был распространен и вход в него сделан был с западной стороны. Но и после этой пристройки теплый храм был не довольно поместителен. Потому, в 1878 году к нему была сделана еще пристройка с южной стороны. Пристройка стоила 4,500 р. с, две тысячи из коих были пожертвованы церковным старостою, шуйским купцом Кириллом Ивановичем Новиковым, а остальные деньги были пожертвованы частью другими благотворителями, частью взяты были из церковных сумм.

Наружное описание храма.

По наружному виду, Троицкий храм довольно высок и красив. Восточная часть его, где находится Св. алтарь, полукруглая; с южной и северной стороны сделаны высокие фронтоны о четырех каменных колоннах. На куполе храма—пять глав, обитых белым железом; кресты на главах— восьмиконечные, обитые тем же железом. Кровля крыта также железом, выкрашенным ярью. Стены оштукатурены и выкрашены красной краской. С северной и южной стороны ведут в храм две двери, железные и деревянные со стеклами. Окна в нем в три свита. С западной стороны храм соединен с колокольнею, под сводом которой и сделан главный вход в церковь. Колокольня каменная, небольшого размера, древней архитектуры, круглая, остроконечная. С южной стороны колокольня соединена с теплым каменным приделом, а с северной—с церковною сторожкой, так что по общему виду с западной стороны колокольня находится в самой средине церковного здания. Глава на колокольне маленькая, обитая белым железомъ с небольшим восьмнконечным крестом, обитым тем же железом. По высоте своей колокольня гораздо ниже глав Троицкого храма. „ Большой колокол на ней весит 306 пудов, второй— 51, третий—32; а во всех колоколах весу 410 пуд. Теплый каменный храм об одном верхе; он гораздо ниже главного храма. Глава и крест на нем обиты белым железом. С западной стороны ведет в него крытая галерея

со стеклами и двойные, деревянные и железные двери. Он оштукатурен и выкрашен красной краской. Окна в нем большие, в один свет.

Внутренность Троицкого храма.

А л т а р ь:

Престол и жертвенник в алтаре в приличных парчевых облачениях. За престолом—деревянный крест с изображешем Распяпя Господня.

Предалтарный икононостас:

Иконостас с царскими вратами—столярной работы; выкрашен лазоревой краской, с резьбою и колоннами, вызолочеными на полименте.

По правую сторону царских врат заслуживают внимания, иконы:

1. Святой Троицы, в серебряной ризе, с сребропозлащенными венцами, из коих в каждом по три дорогих камня, осыпанных стразами. Икона древняя, принятая по описи от упраздненного в 1765 году Троицкого монастыря. Мерою она 2 ар. вышины и 13/4 ар. ширины.

По л ев у ю сторону:

2. Смоленской Божьей Матери, в риз серебряной с сребро-позлащенными венцами, украшенными коронами из довольно крупных разноцветных камней.

ДВЕ описанные ризы сделаны усердиемъ храмоздателя С. И. Посылина.

В прочих ярусах иконостаса образа: Св. Апо-

столов, Печерской Божьей Матери, Пророков, Tpиипостасного Божества и Распятия Господня без риз. Иконостас обнесен чугунной решёткой.

3. За правым клиросом, в разной позлащенной киоте, образ Воскресения Христова с двенадесятыми праздниками в ризе сребро-позлащенной.

4. За левым клиросом в такой же киоте икона Шуйской Смоленской Божьей Матери в ризе серебряной с сребро-позлащенным венцом; на венце корона из разноцветных камней, держимая двумя Ангелами. Устроена риза усердием С. И. Посылина.

5. На северной стене;—в позлащенной киоте, икона Казанской Божьей Матери в ризе сребропозлащенной. На Божьей Матери убрус жемчужный.

6. Владимирской Божьей Матери, в ризе жемчужной, в окладе сребро-позлащенном.

Придел во имя Успения Божьей Матери.

Престол и жертвенник в алтаре и предалтарный иконостас тате же, как и в главном

храме.

Иконы.

Храмовая икона Успения Божьей Матери в ризе серебряной, с сребро-позлащенными венцами.

Стены в храме и приделе расписаны разными священными изображениями. Пол чугунный.

Теплый придельный храмъ в честь Казанской Божьей Матери.

А л т а р ь: Престол и жертвенник в алтар е в благолепных парчевых облачешях.

Предалтарный иконостас: Иконостас столярной работы, выкрашенный белой краской, съ резьбою и колоннами, вызолочеными на полименте. Устроен главным образом усердием церковного старосты, шуйского купца Кир. Ив. Новикова, в 1881 году.

Иконы в иконостасе, по правую сторону царских врат:

1. Образ Воскресения Христова с двенадесятыми праздниками, в ризе сребро-позлащенной. Тут же небольшой образ Покрова Пр. Богородицы. Верх образа и обе стороны в золотом окладе, а низ в сребро-позлащенном.

2. Храмовой образ Казанской Божьей Матери, в серебряной ризе Икона древняя.

Прочие иконы то в медных, высеребрянных ризах, то без риз, в позлащенных киотах.

Стены храма расписаны разными священными изображениями в 1881 году усердиемъ Кирилла Ивановича Новикова, которым за живопись и устройство иконостаса потрачено до 5000 р. с.

Пол в приделе чугунный.

Церковная утварь. Евангелия:

1. Евангелие на Александрийской бумаге, в листе, изданное в Москве в 1825 году. Оклад на нем сребро-позлащенный. Приложено С. И. Посылиным..

2. Евангелие в лист, на Александрийской бумаге, изданное в Москве в царствование Империатрицы Екатерины Алексеевны в 1771 году.

Верхняя дека на нем серебро-позлащенная. На нижней деке—чеканное изображение Сошествия Св. Духа на Апостолов.

3. Евангелие в листе, изданное в Москве в 1854 году, в сребро-позлащеином окладе. Приложено Ник. Гавр. Калужским.

4. Древнее Евагелие, переданное из упраздненнаго Троицкого монастыря, в четверть листа, обложенное бархатом, в видном посеребряном окладе. Издано в 1711 году.

5. Древнее Евангелие такой же величины, обложенное бархатом, в серебряном окладе. Передано оно также из упраздненного Троицкого монастыря, в который было приложено в 1726 г. Флорищевой пустыни иеромонахом Дионисием, как видно из собственноручной его надписи, сделанной на Евангелш съ 1 страницы по 64: „Лета отъ Рождества Христова тысяща семь сотъ двадесять шестаго месяца Декамврiя въ десятый день сию книгу Святое Евангел1е Вшуйской Троицкой Монастырь въ Святую церковь Пресвятыя жлвоначальныя Троицы приложилъ Фролищевой пустыни iеромонахъ Дiонисiй за помяновение своихъ родидителей, чтобы поминать у Святаго жертвенника рабовъ Божшхъ за упокой схимонаха Стефана Матвея Евдокия и ix сродниковъ а за него iepoмонаха Дiонисия о здравии и о спасеиии Бога молить и ciю книгу Святое Евангелiе не продать и не заложить и никому ксебй истого Троицкаго монастыря въ домъ невзять а быть сей книге святой отъ церкви Божiи неотъемлемой никакимъ ухищрешемъ во въки аминь." Когда было издано это Евангелие, неизвестно.

6. Евангелие в листе, на Александрийской бумаге, обложенное бархатом. Верхняя дека на нем сребро-позлащенная. Издано в 1803 году.

Крест ы:

Крест сребро-позлащенный, в 9 ½ вер. На верхней стороне—пять финифтяных изображений. Приложен С. И. Посылиным. Весу в нем 3 ф. 19 золотников.

2. Крест сребро-позлащенный в 71/2 вершк. Весу в нем 1 ф. 8 ½ зол.

3. Крест древний, сребро-позлащенный, со святыми мощами, переданный из упраздненного Троицкого монастыря. Внизу креста надпись: „Мощи въ оныхъ святыхъ Андрея Первозваннаго, 1оанпа Милостиваго, Архщцакона Стефана, Анастас1я Персскаго, Пимина великаго, Григор1я Декаполита, мученика Меркур1я, мученика Пантелеймона, мученика Iоанна и мученика Феодосiя." Крест сей величиною в 772 вер.

4. Крест сребро-позлащенный, с серебряным венцом на главе Распятого Господа.

5. Крест серебряный.

6. Крест сребро-позлащенный с отлитым Распяием и предстоящими, изящной работы известного фабриканта Овчинникова, весом в 2 ф. 4 зол. Цена ему—135 руб. сер. Приложен дворянкой Е. Вл. Туровской.

Священно- служебные сосуды:

1. Сосуды сребро-позлащенные с прибором, с 8-ю финифтяными штуками, обложенными стра-

зами. В средине—отлитое изображение трех Евангельских добродетелей. Весу в них—8 ф. 44 з.

2. Сосуды сребро-позлащенные, изящной работы; на потире—четыре чеканных, сребро-позлащенных изображения: Господа Саваофа, Спасителя благословляющего, Божьей Матери и Св. Иоанна Предтечи. Сосуды с приложены в 1843 году потом, почетн. гражданином ИваномДимидовичем Киселевым. Bеcy в них—3 фун. 39 зол.

3. Сосуды сребро-позлащенные съ таковыми же изображениями. Весу в них—2 ф. 16 зол.

4. Сосуды серебряные старинной работы.

5. Таковые же.

6. Небольшие сребро-позлащенные сосуды.

7. Сребро-позлащенные сосуды весом в 1 ф. 5 6 з.

Дарохранительницы:

1. Ковчег сребро-позлащенный, весьма искусной работы, четвероугольный, с четырьмя по средине колоннами. Посреди колонн—гроб Господень, по сторонам коего—два Ангела, в белых ризах, держашие рипиды. Ковчег сей мерою в 1 ар. 3 вер. вышины. Весу в нем 13 фун. 33 зол. Приложен С. И. Посылиным.

2. Ковчег сребро-позлащенный, весу в котором 3 фун. 29 зол. Приложен К. И. Новиковым в 1867 году.

Воздухи, плащаница, хоругви. Из воздухов заслуживают внимания шитые золотом по малиновому бархату, с изображением на воздухе Положения во гробе Спасителя, на 1-м покрове—Моления о Чаше, на 2-м—Несения Креста. Прилоаген С. И. Посылиным.

Плащаница шита золотом и серебром но малиновому бархату, с изображешем в средине— Спасителя во гробе и предстоящих, по углам вышиты Херувимы, а по краям—слова: „Благообразный Iосифъ"... Приложена братьями Калужскими и С. М. Посылиным в 1856 году.Цена ей—500 р. с.

Две хоругви медные высеребрянные.

Ризница.

Дорогими священно-служительскими облачениями Троицкая церковь не богата. Лучшая из них следуюшая:

1. Риза и стихарь из золотой парчи. Приложены С. И. Посылинымъ.

2. Риза и стихарь из золотой парчи. Приложены купчихой Ольгой Алексеевной Турлаповой.

3. Золотой парчи, крестовые. Приложены потом, почетн. гражданином Ф. Ник. Гарелиным.

Кадила, лампады, подсвечники, венцы и другие церковные вещи.

Кадил серебряных—два. Одно из них древнее 1789 года. Весом оно в 1 ф. 3 зол.

Лампад серебряных для масла—5. Четыре из них небольшие, а пятая большая, ажуровая, изящной работы, вызолоченая, Весомъ в 2 фун.

Два паникадила большие, высеребряные медные, о 30 шандалах каждое. Первое приложено С. И. Посылиным, второе— К. И. Новиковым.

Два неболыше серебряные вызолоченые подсвечника, поставляемые на престоле.

Венцы медные, вызолоченые, другие посеребряные. Прочие церковные вещи медные высеребряные.

Библиотека.

Библиотека небогатая. Книг в ней религознонравственного содержания не более 50 экз.

Древняя панагия и складни.

Из числа замечательных древностей, оставшихся в Троицкой церкви от упраздненная Троицкого монастыря, сохранились: панагия с хрусталиками и костяные складни, которые были в монастыре в числе привесок к образу Св. Троицы.

1. Панагия—в круглопродолговатом, резном по краямъободки, в 1 ¾ вершка, сделанном из черного дерева, которое только при внимательном рассмотрении можно отличить от черной кости. В середине ободка сделана сквозная, овальной формы, вырезка, в которую и вставлены с обеих сторон выпуклые, довольно толстые, стекла или хрустали в ¾ вершка, сквозь которые ясно видно изображение креста, вложенное внутрь между хрусталями и сделанное из серебристой и желтой нити, перевитой тончайшими синего цвета ленточками. Вокруг сих хрусталей, в ободке, и в мелких сквозных вырезкахъ с обеихъ сторон вставлены по 12 мелких, с горошину, выпуклых хрусталиков, сквозь которые на вложенных между ними бумажках или тончайшей ткани (трудно опре-

делить) зам'етны написанные печатными латинскими буквами слова, которые трудно разобрать; сквозь только двух хрусталиков можно разобрать слова: victor (победитель) felloes (блаженные). Большая часть хрусталиков вывалилась; остались только: на одной стороне—8, а на другой—2. Вверху панагии сделано серебряное ушко, для продевания цепочки или ленты.

2. Костяные, из белой кости, складни не более 1 ½ вершков, круглой формы, в сребро-позлащенной оправе. Внутри их, на кости, на одной стороне—мелкой и искусной резьбы изображение Св. Троицы, а кругом его 10 разных святых; на другой, внутренней же стороне, такой же резьбы, изображение Херувимов и животных. На внешней стороне складней, на кости же, на одной стороне— изображение Распятия Господня с предстоящими, а на другой – изображение Великомученика Георгия на коне. Вверху складней сделана подвижная сребропозлащенная форма головки, с изображением на одной стороне—Спасителя, а на другой—креста. Сквозь ее сделано отверстие для продевания цепочки или ленты, из чего можно заключить, что и эти складни, как и панагия, носились на груди.

Церковная ограда.

Из описи Афанасия Векова 1629 г. видно, что Троицкий монастырь был обнесен деревянным забором. В 1765 году, как выше было сказано, монастырь был упразднен, и Троицкая

церковь сделалась приходскою. При ней было устроено городское кладбище, которое было обнесено каменной оградой. На юго-западной стороне ограды, за под лицо с нею, была выстроена каменная богадельня, которая после пожара, бывшего в городе в 1792 году, была обращена в городскую тюрьму, помещавшуюся до пожара в Кремле. Когда, в 1833 году, тюрьма снова переведена была в центр города, в настоящее свое помещение, бывшее богаделенное здание, неподдерживаемое обществом, стало разрушаться и наконец совсем развалилось. В 1810 году купцами Корниловыми и городским головою Шиловым, вместо ветхой, прежней ограды, устроена была новая и при ней, в юго-восточном углу её, каменная часовня. В ней помещались старинные иконы и большой деревянный крест, оставшийся от упраздненного монастыря. Часовня эта существовала до 1871 года. Вследствие давности она пришла вместе с оградой в совершенное разрушение. Древние иконы ветхозаветных Патриархов и Св. Крест были перенесены из неё в Троицкую церковь, поновлены и поставлены в церковной паперти. В том же 1871 году ограда была разобрана, кладбище значительно расширено и обнесено новой оградой, существующей и доселе. Настоящая ограда каменная, оштукатуренная и выбеленная, весьма красивая, с высокими железными решетками, выкрашенными палевой краской. В ней двое ворот железных: в юго-западном и северо-западном углах ограды. У главных, югозападных ворот ограды тогда же была построена хорошая каменная сторожка для городского сторожа кладбища,. Ограда и сторожка устроены усердием потомственного почетного гражданина шуйского 1-й гильдии купца Алексея Васильевича Щеколдина, который истратил на их постройку около 25,000 рублей серебром.

 
По теме
   14 марта, в День православной книги в России, в читальном зале Заволжской библиотеки состоялось традиционное мероприятие для старшеклассников с участием священнослужителя о. Дионисия Сигаева.
27–28 марта 2024 г. в Ивановском государственном университете состоялась  XXIII международная научная конференция  «Государство, общество, церковь в истории России ХХ – ХХI века» - ИвГУ Конференция была организована Ивановским государственным университетом, Ивановским филиалом РЭУ им.
ИвГУ
На базе исправительной колонии №4 УФСИН России по Ивановской области прошли учебно-методические сборы руководителей подразделений ведомственной пожарной охраны - УФСИН по Ивановской области В ИК-4 проведены пожарно-тактические учения, участие в которых принимали сотрудники пожарной части 1 разряда,
УФСИН по Ивановской области
Утвержден Сводный план тушения лесных пожаров - Шуйские Известия Сводный план тушения лесных пожаров на 2024 год – основной документ системы организации охраны лесов от пожаров - утвердил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.
Шуйские Известия
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Испанские корни и русская душа - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в Доме на Крутицкой состоялась творческая встреча с ивановским литератором, членом Союза писателей России Натальей Мануэловной Менендес.
Библиотека для детей и юношества