Обыкновенный волшебник

Обыкновенный волшебник
Фото: www.sizvestiya.ru

Шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия были для провинциальной культуры нашей страны лучшими. Строились клубы и дома культуры, развивалось широкое самодеятельное хоровое, театральное движение, штаты укомплектовывались молодыми перспективными специалистами. В это время в учреждения культуры Шуйского района приходят руководители и специалисты, оставившие глубокий след в его истории: Р.Т. Цепляева, Л.М. Голякина, И.А. Баякина, Т.А. Амбарова, Н.Н. Кирпичникова и, конечно, Николай Николаевич Аршин.

Ученые-историки не зря утверждают, что любое явление – это исключительно результат воздействия конкретной личности на его ход. Так случилось и с районным самодеятельным театром, когда его возглавил герой нашего повествования. 

В 1972 году в Дом культуры д. Перемилово приходит Николай Аршин. Он организует драматическую студию. В последующие годы одну за другой зрители увидели его постановки: «Отважное сердце», «Соловьиная ночь», «Голубые олени», «Обелиск»… Никто из коллег Аршина по творческому цеху, односельчан, руководства не сомневался тогда: Шуйскому району выпал счастливый билет. За дело взялся щедро одаренный, не просто энергичный, а жадный до театра человек. Николай Николаевич Аршин!
Очень скоро на областном смотре непрофессиональных театров был завоеван диплом 1 степени, и последовало специальное решение о передаче в Перемилово звания «народного» от китовского театрального коллектива. А премьера спектакля «Гроза» по одноименной пьесе А.Н. Островского четко обозначила статус студии Н. Аршина. Это полнокровный, серьезный театральный коллектив, живущий энтузиазмом его актеров. Они пришли на зов Аршина с колхозных полей, из учреждений образования, культуры, торговли и свое свободное (крайне дефицитное для селян) время посвящали искусству. Это был истинно народный театр. Театр «Рампа»!
Все, кто занимался у Аршина, кто прошел его самобытную и требовательную школу актерства, отмечали, что режиссер был тонким психологом и дипломатом. Он умел добиться поставленной цели, шел к ней уверенно, но при этом отталкивался от индивидуальности человека, стараясь создать комфортную обстановку в работе над образом. Н.Н. Аршин не просто любил, а глубоко уважал «своих» артистов, был искренне благодарен всем, кто связан с «Рампой», и помнил каждого. Н. Амбарова, Л. Астраханцева, В. Короткова, Б. Кустов, А. Леонтьев, Н. Смирнова, Н. Миронова, В. Середкин и другие были звездами перемиловского этапа театра. Сам Николай Николаевич полушутя называл это время «счастливым детством».
Но подлинный триумф «Рампы», ее признание началось с переездом театра в Китово, куда передавались права районного Дома культуры. Это было в 1980 году. Отсюда берет отсчет многолетний творческий марафон труппы, которую, по сути, нужно было создавать вновь. Но это время удивительно совпало с подъемом и расцветом села, человеческой и профессиональной зрелостью Николая Аршина: он успешно оканчивает режиссерский факультет Московского института культуры. Поэтому вполне закономерно, что результаты многочасовых вечерне-ночных репетиций, бесконечные размышления над общей репертуарной линией и переписывания сценариев, где оттачивалась каждая мизансцена, превзошли все ожидания. Спектакли «Милый странный доктор», «Барабанщица», «Убить дракона», «Завтра была война», «Панночка», «Трагедии первого этажа», «Выходили бабки замуж», «Ребенок к ноябрю», прекрасно поставленные Николаем Николаевичем, жители села помнят и сейчас.


Да как забыть, если вчерашние соседи по лестничной площадке, друзья по работе, просто знакомые-односельчане сегодня вдруг появлялись на сцене и выглядели настоящими артистами – убедительно и сильно! Это сначала вызывало недоумение, может, даже ухмылку, а далее – необъяснимое желание вновь увидеть ту или иную постановку и надеяться на новую премьеру. Просто волшебство какое-то… А волшебником был Николай Аршин, преданный Мельпомене, сосредоточенный на своем любимом деле. Он умел не просто увлечь, а по-настоящему заразить любовью к театральным подмосткам, раскрыть в человеке такие грани и показать такие возможности, о которых тот и не подозревал.
От постановки к постановке росла зрительская любовь к «Рампе». А инсценировка киноповести Ю. Короткова «Авария», вышедшая за год до одноименного фильма, всколыхнула сердца китовчан и жителей других сел и деревень, где была представлена. Только в Китове дали 5 (!) премьерных показов при полном аншлаге. Тридцать человек играли в этом нашумевшем спектакле, где не было эпизодических и центральных ролей, а роль Валерии блистательно исполнила Светлана Штыкова.
«Мы сначала имели в руках только первую часть повести, напечатанной в журнале «Парус», - вспоминал Н.Н. Аршин на страницах «Шуйских известий» в 1992 году, - но «загорелись» все актеры. И твердо решили: будем ставить – и все!.. Работали днем и ночью. На репетиции приходило много молодежи. Ребята с интересом наблюдали, что мы делали – ведь там про них, про «металлистов»...».
А какими долгожданными были весточки из Москвы, от близкого и верного друга – Михаила Ивановича Кононова. Знаменитый киноактер познакомился с Николаем Николаевичем после своего творческого вечера в Китовском ДК в октябре 1984 года и был изумлен его работой. С того дня и до самой кончины Кононова они дружили. «Каждый ваш новый спектакль – для меня радость. Как бы ни было трудно, старайтесь отстоять ваше важное и очень нужное дело. Несите искусство людям», - писал М.И. Кононов супругам Аршиным.
Сам Н.Н. Аршин был глубоко убежден, что народный театр как явление художественной культуры создан для того, чтобы не разучиться любить, не потерять совесть, не опустошить душу. Поэтому самодеятельная труппа выжила в лихие 90-е и работала на пределе возможного. В самый разгар безвременья, в 1994 году, Николай Аршин ставит «Женитьбу Бальзаминова», в 1996-м – «Чио-Чио-Саня». Выбор произведений был неслучаен: режиссеру хотелось показать, к чему приводит власть денег над людьми, какими печальными последствиями чревата утрата нравственных ценностей. И это ему удалось. Постановки никого не оставили равнодушными.
…Все сложнее становилось доставать необходимый реквизит (для той же «Женитьбы…» грим подарила через М.И. Кононова народная артистка СССР И.М. Чурикова), решать вопросы с костюмами. Но ни режиссер, ни артисты не сдавались. Ведь за почти четвертьвековую историю театра в его труппе сложились даже свое­образные династии, к примеру, Соловьевых или Жогличевых. А кто не помнит игру Н. Иреевой, Е. Переслегиной, З. Горбачевой, Т. Кокуриной, Л. Закураевой, З. Смирновой, З. Клыковой, С. Козлова, Н. Хромова, В. Котова, Н. Новожилова, А. Лапшина, К. Птицыной, А. Сизова, И. Осиповой, М. Волковой, Н. Гусевой, А. Малыгина?!
«Рампа» светила до тех пор, пока тяжелый недуг, исподволь подкравшийся к настрадавшемуся сердцу Николая Николаевича, не дал о себе знать «в полный голос». Но даже в годы болезни, когда сил для работы над полноценными спектаклями не было, он оставался в строю работников культуры. Писал сценарии к районным мероприятиям, был их ведущим. Многие бальмонтоведы помнят, как в липовой аллее Гумнищ Николай Николаевич вдохновенно читал великого поэта-символиста.
Пожалуй, последней настоящей радостью Николая Николаевича Аршина стал выход в 2007 году избранных страниц автобиографической повести М.И. Кононова «Прости, жизнь, и прощай!». Благодаря тому, что народный артист прислал Аршиным в подарок макет этой книги, стало возможным ее издание в нашем городе. Литературное объединение «Подсолнух» при редакции газеты, шуйские предприниматели воплотили мечту Михаила Кононова – выпустить собственные мемуары в свет. Правда, он не дожил до выхода книги три месяца. А Н.Н. Аршин успел подержать в руках заветный труд своего друга….

P.S. На торжественном вечере, посвященном 75-летию Шуйского района, звучал неповторимый по своей глубине голос Николая Аршина:
Звучат во мне бессмертные страницы,
Когда мы о культуре  говорим…
Все в этом мире может повториться,
Но лишь талант вовек неповторим!

С того дня минуло почти 15 лет, из которых девять – без Николая Николаевича. И все отчетливее и серьезнее понимание того, что талант Мастера был и останется неповторимым в судьбах его многочисленных единомышленников по «Рампе», в жизни с. Китово, д. Перемилово, всего Шуйского района, истории театра нашего региона.
26 мая Николаю Николаевичу Аршину исполнилось бы 70 лет. Давайте вспомним этого удивительно бескорыстного, талантливого земляка заслуженным добрым словом.
Сергей ЖЕМУЛИН.

Автор: Сергей ЖЕМУЛИН
 
По теме
Традиционная пресс-конференция, посвященная закрытию на сей раз 84-го театрального сезона, состоялась в Ивановском музыкальном театре.
30 и 31 марта в 10:30 – спектакль об эмоциях "Единорожек Гастон". Рекомендовано для детей от 4 лет.
II полуфинал конкурса  Мероприятие пройдет в воскресенье 31 марта в 14.00 в большом зале Центра культуры и отдыха (пр.
Состоялось Первенство по волейболу памяти майора внутренней службы М.А. Бетилгиреева - Городской округ Вичуга 28 марта в с по рткомплексе «Ногинец» состоялось открытое Первенство  по   волейболу  памяти Муцы Бетилгиреева – майора внутренней службы, заместителя начальника вичугской  по жарной части,
Городской округ Вичуга
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Подведение итогов деятельности досугового объединения "Сударушки" - Центр соцобслуживания населения 28 марта в Наволокском комплексном центре социального обслуживания населения прошло мероприятие по подведению итогов деятельности досугового объединения «Сударушки» за год.
Центр соцобслуживания населения
Бенефис читателя - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в рамках Недели детской и юношеской книги сотрудник отдела отраслевой литературы провела праздник «Бенефис читателя» для ребят детского сада N 29 города Иваново.
Библиотека для детей и юношества