Рождество Христово — один из самых больших, светлых и древних христианских торжеств. Конечно, для многих Рождество Христово — праздник, логично продолжающий Новый год, с его шумными застольями, ёлкой и подарками. Но событие Рождества Христова, как раз и положившее начало современному летоисчислению, в сравнении с Новым годом, имеет куда большее значение. Прежде всего — духовное, а также общественное и даже политическое. Ведь вера — самая мощная сила, объединяющая нас, делающая единым народом. Поэтому Рождество Христово — это не просто «красный день календаря», а день, когда родился Мессия, Спаситель мира, Богочеловек, изменивший ход всемирной истории.
Главным и центральным событием праздника Рождества Христова является рождественская служба, которая проходит в ночь с 6 на 7 января во всех православных храмах нашей страны и далеко за её пределами. В нашей старинной православной Шуе, которая с 2013 года является центром большой Шуйской и Тейковской епархии, жители с особым трепетом относятся к своей вере. Во всех действующих шуйских храмах праздничные ночные службы прошли при большом стечении народа. Самыми многолюдными праздничные торжества традиционно были в Воскресенском соборе, где богослужение возглавили епископ Шуйский и Тейковский Матфей и епископ Савватий.
В кафедральный собор горожане и гости Шуи начали собираться задолго до начала рождественской службы. В разгар праздничного богослужения в Воскресенском храме не было ни одного свободного места. Как говорится, яблоку негде было упасть. Учитывая, что в соборе, помимо ночной службы, утром 7 января состоялась и многолюдная ранняя литургия, количество участников праздника было значительным.
Люди пришли в собор Воскресения Господня как поодиночке, так и целыми семьями. Всех их привело сюда одно общее чувство, общее состояние души — радость, душевный подъём и желание стать участниками значимого и счастливого для всего христианского мира события. Ведь именно в такую январскую ночь яркая звезда, вспыхнувшая в ночном небе над Вифлеемом, известила людей о том, что в мир пришёл Спаситель. И об этом главнейшем событии всемирной истории напоминал вертеп, устроенный на ступенях храма. Дети с любопытством рассматривали его, а взрослые поздравляли друг друга с праздником, желали здоровья, любви, веры, надежды и всяческого благополучия.
Возможно, кто-то из пришедших в собор ждал крестного хода, как это бывает во время пасхальной службы. Однако по церковному Уставу крестный ход на Рождество устраивается в редких случаях: если сам храм или один из его престолов посвящён празднику Рождества.
Рождество Христово всегда наполнено добрыми ожиданиями и торжеством любви и гармонии. Мы с надеждой смотрим в будущее, делимся светлой радостью и сердечной теплотой с друзьями, родными и близкими. Те же чувства испытывали и наши православные предки, столетиями пролагавшие нам путь в шуйские храмы.
С праздником вас Рождества Христова, дорогие шуяне-земляки и гости города!
Слово пастыря
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси:
– «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» — вновь и вновь радостно вторим мы ангельскому хору. Любовь Божия, явленная в Рождении Спасителя, приносит людям истинный мир. Этот мир не поколебать житейским неурядицам, социальным потрясениям, политическим нестроениям и даже вооружённым конфликтам, ибо в мире Христовом сокровенно живёт такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть.
Иосиф, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский:
– Христос сошёл на землю и воплотился, чтобы открыть для человека врата Царства Небесного, соединить его с Богом и Отцом, избавить от дьявольского плена и вечных мучений. Сделал он это «по своей великой любви, которою возлюбил нас». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Христос родился по плоти, чтобы ты родился по духу». Боговоплощение восстанавливает образ Божий, коренящийся в основании личности. Поэтому всё в христианине оказывается связанным со Христом: дух, душа и тело.
Матфей, епископ Шуйский и Тейковский:
– Являясь в мир, Христос сразу обращается к внутреннему человеку: Он смотрит на его сердце, расположено ли оно к святости, готово ли оно к принятию Спасителя. Первым среди иудеев Бог открылся не знатным учителям веры — фарисеям, но простосердечным пастырям… Принять Мессию означало не только признать Его и искренно уверовать в Него, но и быть готовым шествовать с Ним, принять образ Его земного пути. Поэтому Господь открывался людям, способным к хранению чистоты, простоты и верности.